Советы психолога
Обнаружив пачку сигарет в кармане сына или дочери, не впадайте в панику. Подумайте, как отвратить его от дурной привычки. Вот несколько «работающих» способов.
Придется идти на жертвы. Лучший способ — отказаться от курения всем членам семьи или хотя бы дымить вне дома. При исследовании проблемы распространенности курения обнаружено, что очень редко можно встретить некурящего мальчика-подростка в курящей семье, а так же курящую девочку-подростка в некурящей семье.
- Не можете бросить курить, хотя бы честно в этом ребенку признайтесь. Мол, дурак я, силы воли не хватает, а ты-то парень с характером, у тебя должно получиться...
- Подростки обожают экстремальные виды спорта. Катание на роликах, прыжки с парашютом — в конечном счете, все это менее опасно, чем табачная зависимость. Дайте ребенку поэкспериментировать, подтолкните его в какую-нибудь секцию.
- Для девчонок в этом возрасте внешность - это все. «Милая моя, если хочешь - кури. В конце концов, не в мальчиках счастье. Ну и что, что зубы станут желтые, кожа позеленеет, а запах изо рта не перебьет даже французский парфюм!».
- Заключите с ребенком пари. Спорим, что у тебя не хватит духу отказаться от курения на полгода? Выиграешь - получишь велосипед (пару новых дисков, право приходить домой на час позже).
- Научите ребенка противостоять соблазнам. Один из лучших способов - карманные деньги. Выделяйте на неделю так называемую родительскую стипендию. Пусть он сам планирует траты и поймет, какую брешь в его бюджете образует лишняя пачка сигарет.
- Затянулся - заплати
Во Франции активно курящий подросток ежемесячно должен вносить в фонд школы около 100 франков — штраф за вредную привычку. В конце месяца деньги делят между некурящими детьми.
Практичные немцы заключают со своими детьми договор о том, что чадо не притронется к сигаретам до 18 лет. Продержался — получи к совершеннолетию кругленькую сумму.
Наблюдаются ли изменения в личности при курении?
Специальными исследованиями психологов установлено, что у курильщиков со стажем отмечается ряд личностных особенностей, которые можно расценить как изменения личности, связанные с курением. Они в той или иной мере присущи курящим людям. К ним относятся:
-большая экстравертированность (открытость и откровенность), склонность к задушевным разговорам во время курения; часто с элементами демонстративности, состязательности, хвастливости, с претензиями на какие-то достоинства - мужественность, самостоятельность, эмансипированность, то есть с истерическими чертами;
-нестабильность, неустойчивость и импульсивность поведения. Курильщикам быстро все надоедает. Часто хочется бросить работу, отвлечься, но придать своему безделью и определенной недостаточности какую-то значимость;
-эгоцентризм и эгоизм. На сигареты тратиться много денег, в том числе в ущерб семейного бюджета и за счет детей. За ущерб другим людям, которые они причиняют, им не бывает стыдно;
-тревожность, обидчивость, недоброжелательность, претенциозность, проекция своих недостатков на других людей;
-курящие чаще и больше пьют спиртные напитки, чаще пробуют наркотики и становятся наркоманами. Путь к наркомании начинается с курения, так как оно создает стереотип получения ложных, искусственных удовольствий за счет интоксикации, без труда и без удовлетворения человеческих потребностей.
Церковь о курении:
«Такой грех, как курение табака, до того вошел в привычку, что люди не считают это грехом и представляют ему всякие удобства. Страсть курения – малый грех, он, словно спичка, зажигается небольшим огнем, но все сжигает. Духовный смысл курения есть распущенность не только тела, но и души. Это ложное успокоение своих нервов, как говорят некоторые, не сознавая, что нервы есть плотское зеркало души. Это успокоение – самообман, мираж. Невозможно молиться духом, куря папиросу или сигарету. Не могут такие люди причащаться Тела и Крови Христовых, а значит, не могут спастись».
На вопрос отвечают родители:
Что вы делаете для того, чтобы уберечь вашего ребенка от курения?
- «Привожу отрицательные примеры негативного жизненного опыта курящих людей и положительный пример некурящих».
- «Объясняю вред, сам бросил курить».
- «Разговариваем о вреде курения».
- «Провожу профилактические беседы, обращаю внимание на социальную рекламу».
- «Не курю сама. Очень часто беседуем с ней на тему здорового образа жизни, материнства, сохранения молодости и привлекательности».
- «Стараемся разговаривать на эту тему, обращаем внимание на изменения в организме папы, связанные с курением, говорим о последствиях курения».
- «Беседую, стараюсь занять полезным делом».
- «Пытаюсь убедить всеми возможными и невозможными средствами, ругаюсь, возмущаюсь, злюсь и т.д.».
- «В семье введен здоровый образ жизни».
- «Стараемся не курить в его присутствии. Осуждаем курение, хвалим ребенка за его некурение».
На этот же вопрос отвечают психологи и педагоги:
Чтобы предупредить курение подростков, необходимо способствовать повышению самоценности и самооценки его личности. Для этого обязательно помочь расширить круг общения со сверстниками, особенно некурящими. Ограничить общение со сверстниками, которые снижают его самооценку, например, критикуют, унижают.
Помочь подростку стать интересной личностью. Для этого подросток должен многому научиться, многое знать и уметь. В этом случае ему будет интересно общаться с другими сверстниками (есть о чем рассказать, есть что показать). Поощрять и способствовать посещению кружков, секций, включать в общественную и творческую деятельность.
Не использовать в общении с подростком т.н. «саботажники общения» К их числу можно отнести:
- Предупреждение, предостережение, угроза («Делай, как сказано или…»);
- Приказ, команда («Чтобы больше я этого не слышал»);
- Критика, обвинение («На что это похоже»);
- Обзывание, высмеивание, оскорбительные прозвища («Такое может сказать только идиот»);
- Выспрашивание, расследование, допрос («Почему ты так поздно?»);
- Чтение морали, проповеди («Тебе следовало бы помнить, сколько средств на тебя затрачено, а ты…»).
К числу «саботажников общения» можно отнести выражения, снижающие самооценку подростка:
- Я тысячу раз тебе говорил…
- О чем ты только думаешь…
- Неужели тебе трудно запомнить, что…
- Сколь раз надо повторять…
- Ну что за друзья у тебя…
Все эти «саботажники общения» приводят к снижению самооценки, к ощущению чувства дискомфорта, к неуважению личности и т.п. К числу выражений, повышающих самооценку подростка и которые желательно чаще употреблять в общении с ним относятся:
- Посоветуй мне, пожалуйста…
- Я бы никогда не сумел(а) сделать это так хорошо, как ты…
- Какие у тебя замечательные друзья…
- У тебя поразительная наблюдательность…
- Смотреть, как ты работаешь, - одно удовольствие…
- Пожалуй, я бы пошел с тобой в разведку… и т.п.