Государственное учреждение образования
«Ленинский детский сад-базовая школа»
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ I СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР» ЧЕРЕЗ АКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
Автор
Кныш Антонина Николаевна,
учитель начальных классов
ГУО «Ленинский детский сад-базовая
школа»
8 (044)472-69-55
Ленино
2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3-4
1.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке 5-7
1.2. Дидактическая игра на уроках – одно из средств активизации
познавательной деятельности 7-9
2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Игры, интерактивные формы и методы приемлемые
- занятий по предмету «Человек и мир» 10-14
2.2. Анализ результатов изученного опыта и возможность
его использования 14-17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17-18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
ВВЕДЕНИЕ
На протяжении работы над темой «Развитие познавательной активности учащихся 1 ступени обучения на занятиях по предмету «Человек и мир» через активные формы работы» учителем была поставлена главная цель: раскрыть преимущества активных форм работы на занятиях по предмету «Человек и мир» как средство развития познавательной деятельности учеников; показать, на каких этапах урока целесообразно применять игровые и интерактивные формы работы, проанализировать игровые и интерактивные формы работы на уроках.
Актуальность данной работы является в том, что познавательная активность является одним из важнейших мотивов учения школьников, которая способствует не только приобретению знаний, но и развитию многих качеств личности.
Предмет исследования: влияние познавательной активности на повышение качества знаний.
Цель обобщения моего опыта - обоснование целесообразности использования активных форм работы на занятиях по предмету «Человек и мир» для развития познавательной активности.
Задачи:
1.Раскрыть преимуществаактивных форм работы на занятиях по предмету «Человек и мир»;
- роанализировать игровые, интерактивные формы работы на уроках;
3.Показать, на каких этапах урока целесообразно применять игровые и интерактивные формы работы в процессе организации учебной деятельности.
Новизна: впервые обобщён опыт по развитию познавательной активности через использование игровых и интерактивных форм работы на занятиях по предмету «Человек и мир» в рамках своего учреждения образования.
Гипотеза: выдвинем предположение о том, что применение активных форм работы на уроках способствует повышению познавательной активности учащихся по предмету, а следовательно и повышению качества образовательного процесса.
Практическая значимость: возможность повышения качества обучения через игровые и интерактивные формы.
Ведущей идеей моей педагогической деятельности является целенаправленная работа развитию познавательной активности через применение активных (игровых и интерактивных) форм работы на занятиях по предмету «Человек и мир».
- ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
- Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке.
Развитие познавательной деятельности учащихся – актуальнейшая проблема современности. Её общей закономерностью является напряжение интеллектуальных сил, вызываемое главным образом, такими вопросами и учебными заданиями, которые требуют самостоятельности в поисках способов их решения, умения выделить существенные и несущественные признаки изучаемых объектов, обобщать и делать самостоятельные выводы из полученных данных. Творческое, активное усвоение новых понятий осуществляется в процессе решения вопросов и учебных заданий, на которые в учебнике нет готового ответа. Учить школьников учиться – важнейшая задача каждого педагога. Во время больших перемен в обществе и переоценке ценностей, в преподавании географии, как и других школьных дисциплин, требуются новые идеи, новые подходы, новая педагогика. Какой она должна быть? Этот вопрос волнует многих учителей. Ясно одно, она может быть только педагогикой творчества и сотрудничества. Она должна впитать в себя принципы гуманизма и демократизации, должна быть направлена на развитие творческой личности, на поиск современных методов, средств и форм обучения. В самом общем плане основная цель обучения – это развитие учащегося. Первостепенная задача для сегодняшнего учителя – создать условия, при которых ученики вынуждены активно, творчески работать и на уроке, и дома, воспитать человека – деятеля, способного на основе знаний решать жизненные проблемы.
Развитие познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире[9].
В основе активизации познавательной деятельности должны лежать следующие принципы:
- Эмоциональной комфортности – обеспечение эмоциональной поддержки каждого ребёнка, формирования доброжелательных отношений в детском коллективе;
- Активности - стимулирование активного поведения детей при самостоятельном выборе разнообразных видов игровой деятельности участия в различных формах её организации;
- Открытости – включение в воспитательно-образовательный процесс новых видов игрового материала в соответствии с изменением потребностей, интересов, возможностей детей, уровня их развития;
- Индивидуализированности – содействие получению каждым ребёнком возможности максимальной самореализации;
- Динамичности – обеспечение свободного использования в игровом помещении полифункционального игрового материала; сочетание привычных и неординарных элементов предметно-игровой среды;
- Информативности – представление каждому ученику свободы действия в освоении разного рода игр.
Этапы активизации познавательной активности учащихся:
- Подготовительно-мотивационный этап направлен на активизацию интереса детей к решению познавательных задач, создание эмоционально комфортной атмосферы в детском коллективе.
- Репродуктивно-поисковый этап направлен на включение детей в обновление игровой среды, создание возможностей самостоятельного поиска способов решения познавательных задач, обеспечение освоения интеллектуально-творческих игр.
- Аналитический этап нацелен на побуждение детей к анализу собственной деятельности[3].
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - одно из основных направлений совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Сознательное и прочное усвоение знаний учащихся проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу на каждом уроке следует организовать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика[11].
1.2 Дидактическая игра на уроках –
одно из средств активизации познавательной деятельности.
Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решаются те или иные умственные задачи, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету [3].
Наиболее существенными в применении дидактических игр являются следующие моменты:
- определение места дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке;
- целесообразное использование их на разных этапах изучения различного по характеру учебного материала;
- разработка методики проведения дидактических игр с учетом дидактической цели урока и уровня подготовленности учащихся;
- требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения [11].
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровой замысел выражается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.
Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствует созданию на уроке рабочей обстановки. Поэтому правила игры должны разрабатываться с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха.
Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование урока (ТСО, таблицы, модели, раздаточный материал, призы).
Результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Для учителя результат игры является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении [1].
Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Поэтому при подготовке к уроку, содержащему дидактическую игру, необходимо составить краткую характеристику хода игры или сценарий, указать временные рамки игры, учесть уровень знаний и возрастные особенности учащихся, реализовать межпредметные связи. Сочетание всех элементов игры, их взаимодействие повышают организованность игры, ее эффективность. Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной.
Дидактические игры используются в качестве игрового приема в процессе обучения. С их помощью удается углубить и закрепить полученные учащимися знания, развить приобретенные ими навыки. Во время урока дидактические игры проводятся преподавателем вне зависимости от того, являются ли они новыми для учащихся или же уже они с ними знакомы. Преподаватель должен выполнять роль и организатора, и руководителя. Если же игра уже знакома детям, то они лишь вспоминают правила этой игры.
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитее смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры[8].
- ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Игры, интерактивные формы и методы приемлемые для занятий по предмету «Человек и мир».
Детство - это время игры, и если перекрыть игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать не доигранное, вместо того, чтоб идти вперёд. Ведь если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно[4].
Я поняла, что игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать их познавательную деятельность. Она помогает мне донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Я использую игру на всех этапах урока. Она в полной мере решает как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности. Благодаря играм мне удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Таким образом, в ходе игры мои обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир[8].
Я хочу привести примеры игр, которые я применяю в своей деятельности:
Игра «Поменяйтесь местами» (использую на любом этапе урока).
Я говорю учащимся: «Поменяйтесь местами те,…». Ученики, которые выполняли указанное действие или согласны с утверждением, меняются друг с другом местами. Кто этого не делал, остается на местах. Данная игра позволяет мне определить общее настроение учащихся, уровень усвоения учебного материала, применения знаний в реальной жизни, сформированности навыков личной гигиены. [4, с. 16]
Игра в слова (провожу на завершающем этапе урока).
Я называю слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, услышав слова, касающиеся темы сегодняшнего урока. [Приложение 1]
Игра «Снежный ком» (провожу на этапе закрепления материала).
Дети по очереди (по кругу) называют слова: первый говорит одно слово, второй — называет первое слово и свое, третий — повторяет два предыдущих и добавляет свое. [Приложение 2]
Игра «Четвёртый лишний» (провожу на любом этапе урока).
Вывешиваю ряды слов, показываю указкой на один из рядов, учащиеся должны исключить «лишнее», похлопав в ладоши. [Приложение 3]
Игра «Группировка предметов» (провожу на этапах актуализации знаний и закрепления материала).
Предметы могут группироваться по разным признакам: животные — по строению, по образу жизни, по способу питания; растения — по строению, по цели использования человеком и др. Нельзя группировать одновременно по двум признакам. Наборы карточек, которые предлагаются учащимся, перемешиваются. Задание дети выполняют в группах или парах. [Приложение 4]
Игра «Заказ» (провожу на этапе закрепления материала).
Ученики получают карточки со словами, текстами, характеристиками явлений, предметов и внимательно их изучают. Затем учитель говорит: «Поступил заказ на...». Тема заказа зависит от темы урока, учебного материала, который необходимо повторить, закрепить. После объявления заказа ученики, имеющие карточки, которые соответствуют заказу, выходят к доске и аргументируют свой выбор. После этого игра продолжается по тем же правилам. [8, с. 27]
Существует огромное количество разнообразных игр, занимательных материалов, но ещё я хочу поделиться опытом работы по применению в своей деятельности интерактивных форм. Ведь при их использовании учебный процесс протекает таким образом, что все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: моя активность на уроках уступает место активности учащихся, а моей задачей становится создание условий для инициативы. [2, с. 34]
При использовании интерактивных форм обучения мы с учащимися учимся выстраивать диалоги. Вы скажите, что диалог возможен и при традиционных методах обучения. Да, но лишь на линиях "учитель — ученик", или "учитель — группа учащихся", а мы строим диалог на линиях "ученик — ученик" (работа в парах), "ученик — группа учащихся" (работа в группах), "ученик - аудитория" или "группа учащихся — аудитория" и т.д.
Вы спросите, чем же привлекательны интерактивные формы работы? А тем, что их можно применять на всех этапах урока. В начале урока - методы создания благоприятной атмосферы. На этапе усвоения новых знаний - методы организации обмена деятельности и мыследеятельности. Методы организации смыслотворчества – на этапе закрепления изученного. Для подведения итогов занятия – методы организации рефлексивной деятельности. [5, с. 23]
Существует большое многообразие интерактивных методов, и я выбрала несколько наиболее приемлемых для занятий по предмету «Человек и мир».
Метод «Выбор» я использую для усвоения новых знаний.
Алгоритм проведения:
1.Предлагаю систему вопросов по теме, отвечая на которые необходимо сделать выбор между тремя вариантами ответов: «да», «нет», «не знаю».
2. В классе в трех разных местах размещаются таблички со словами «да», «нет», «не знаю».
3.Задаю вопрос и предлагаю учащимся сделать выбор – учащиеся расходятся о классу.
4.1-2 участника должны объяснить свой ответ. Разрешается менять позицию.
5. Анализирую игру.
Метод «Алфавит» применяю в конце урока для закрепления темы.
Алгоритм проведения:
1.На доске вывешиваю лист ватмана, на котором сверху вниз с левой стороны написан маркером алфавит. Можно написать на доске.
2.Затем предлагаю учащимся вспомнить всё, что изучили по теме (можно подсмотреть в учебнике). Сформулировать кратко (одним словом).
3. Учащимся необходимо поочередно подходить к доске и вписать свои понятия на одну из букв. Каждый может записать от одного до нескольких понятий.
4. Заполнение заканчивается тогда, когда все учащиеся побывали у доски хотя бы по одному разу, или тогда, когда на каждую букву (если это возможно) записано хотя бы одно слово.
Метод «Заверши фразу» применяю на завершающем этапе урока.
Алгоритм проведения:
1.Объясняю учащимся, что необходимо за 2 мин письменно завершить какую-то фразу (по теме урока);
2.Учащиеся индивидуально завершают предложенную фразу, записывая в тетрадь;
3.Затем поочередно каждый представляет свой вариант ответа;
4. Я завершаю обобщение.
Итак, анализируя используемые мной активные формы работы на уроках, можно сделать следующие выводы.
- Все уроки можно проводить используя активные формы работы;
- Активные формы работы на уроках направлены на повышение познавательной активности учащихся, а следовательно, и на повышение качества обучения;
- Уроки разнообразны, интересны, позволяют добывать знания, а не получать их в готовом виде, и всё это в форме игры, так свойственной учащимся на 1 ступени обучения.
2.2 Анализ результатов изученного опыта и возможность его использования.
Для того чтобы судить насколько верно выстроена система работы по применению активных форм работы на занятиях, необходим анализ результатов изученного опыта. С этой целью была разработана система критериев и показателей:
1. Уровень обученности учащихся на занятиях по предмету «Человек и мир»;
2. Уровень познавательных интересов учащихся;
3.Отношение учащихся к использованию на уроках игр.
Наиболее рационально использовать следующие методы диагностики:
анализ школьной документации, наблюдение, беседа, анкетирование.
Наблюдения и беседы с учащимися подтверждают, что учащимся больше нравятся работать на тех уроках, где используются активные формы учебной деятельности. [Приложение 1]
На основании исследования школьной документации был определен уровень обученности учащихся по предмету в начале учебного года и в конце. Средний балл в начале учебного года составил 6,2, в конце – 7. Это можно увидеть на диаграмме.
Диагностика познавательных интересов у учащихся.
Мною было проведено анкетирование учащихся[6,7].
Цель первой анкеты – проверить отношение учащихся к изучению предмета «Человек и мир».
Из 7 опрошенных респондентов выявилось следующее:
четверо учащихся (57%) желают изучать предмет;
двое учащихся (29%) скорее желают изучать предмет, чем не желают;
один учащийся (14%) скорее не желает изучать предмет, чем желает.
Цель второй анкеты – выявить отношение учащихся к преодолению трудностей при изучении предмета «Человек и мир». Результаты таковы:
четверо учащихся (57%) желают преодолевать трудности изучения предмета;
двое учащихся(29%) скорее желают преодолевать трудности изучения предмета, чем не желают; один учащийся (14%) скорее не желает преодолевать трудности изучения предмета, чем желает.
Цель третьей анкеты – проанализировать эмоциональное состояние учащихся в процессе преодоления трудностей изучения предмета. Вот результаты анкетирования: четверым учащимся (57%) трудности изучения предмета приятны; двоим учащихся (29%) трудности изучения предмета скорее приятны, чем не приятны; одному учащемуся (14%) трудности изучения предмета скорее не приятны, чем приятны. [Приложение 5]
На основании анкетирования можно сделать вывод: интерес к учёбе, желание преодолевать трудности учения, эмоциональное состояние учащихся взаимообусловлены. И те учащиеся, которые желают изучать предмет, желают и преодолевать трудности изучения предмета, и эти трудности им приятны. Как и наоборот: те, которые скорее не желают изучать предмет, чем желают, скорее не желают преодолевать трудности изучения предмета, чем желают, и соответственно, трудности изучения предмета им скорее не приятны, чем приятны.
Было проведено анкетирование по отношению учащихся к использованию игр на уроках. Были получены следующие данные.
1.«Какие уроки ты больше всего любишь?»( %).с использованием игры – 51%, с использованием таблиц, схем – 28%, с использованием рисунков – 21%.
Таким образом, 51% детей предпочитают уроки с использованием активных форм работы.
2.«Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке?» использования игр – 67%, работы с учебником – 17%, работы с таблицами, схемами, рисунками – 16%, 67% учащихся отмечают желание видеть на уроке игры.
3. «Как часто в вашем классе на уроках бывают игры?» не очень часто – 43%, часто –38%, очень часто – 19%, 43% учащихся отмечают не частое использование учителем игр на уроке.
4.«Как ты относишься к игре на уроке? » очень хочется участвовать – 87% , нет большого желания поддерживать игру – 13% , игра на уроке - пустая трата времени – 0, 87% отмечают желание участвовать играх, используемых на уроке.
5.«Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке? » очень большая – 64%, большая – 19%, затруднились ответить – 17%,
64% отмечают значение включения игры в урок как - очень большое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Среди образовательных задач одной из главных для меня представляется задача развития познавательной активности учащихся.
Ведь познавательная активность - это один из важнейших мотивов учения школьников. Имея за плечами большой педагогический опыт работы, я могла наблюдать, что под влиянием познавательной активности учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательную активность учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.
Мотивом для постановки педагогической проблемы стали результаты диагностики уровня сформированности учебной деятельности учащихся 3 класса по предмету «Человек и мир». На начало учебного года показатель сформированности был на среднем уровне. Определив недостаточную мотивацию учащихся, я поняла, что поставленная задача может быть реализована в условиях активной деятельности учащихся, при использовании учителем как игровых, так и интерактивных форм работы. В этом и заключена сущность педагогической деятельности.
Практическая значимость: возможность повышения качества обучения через игровые и интерактивные формы.
Продолжительность работы над опытом - 2015-2017
- подготовительно-диагностический - сентябрь 2015- декабрь 2015
- практический - 2016
- обобщающий - март 2017
Ведущей идеей моей педагогической деятельности является целенаправленная работа развитию познавательной активности через применение активных (игровых и интерактивных) форм работы на занятиях по предмету «Человек и мир».
В процессе своей педагогической деятельности я постоянно использую активные формы работы, как игровые, так и интерактивные.
Игровые технологии являются одной из неповторимых форм обучения, которая позволяет мне сделать увлекательной и интересной работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Занимательность игры делает эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению либо усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребёнка. Игра - это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, я учу детей не так, как нам, взрослым, комфортно дать учебный материал, а как детям комфортно и естественно его взять.
Из всего этого можно сделать вывод: учащимся 1 ступени обучения нравятся уроки с использованием игр на уроках. Если бы учащиеся были учителями, то большинство из них использовали бы на своих уроках игры. И практически основная масса детей считает, что игра на уроках приносит большую пользу и с удовольствием в них участвуют. Таким образом, необходимо в каждый урок включать игровые моменты.
Каждый урок – это всегда общение, которое не ограничивается передачей информации. Мы учимся слышать и понимать друг друга, с уважением относиться к любому мнению, к любой точке зрения. Мне хочется, чтобы каждый ученик поверил в себя, свои силы и возможности, чтобы испытал не только радость познания, но и радость общения, радость творчества.
Список использованной литературы:
1. Ванина, Н.Г. Учеба и игра? Да!: метод, рекомендации для учителей / под ред. Н.Г. Ванина. — Минск: Изд-во «Пачатковая школа», 2010.
2. Вдовиченко, В.М., Дурейко Л.И., Ковальчук Т.А. Учебно-методическое пособие. – Минск.: «Народная асвета», 2009. – 160 с.
3. Дубровина, И.В. Младший школьник: развитие познавательных способностей: пособие для учителя / И. В. Дубровина, А. Д. Андреева [и др.]; под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 2003.
4. Игровая деятельность в процессе обучения учащихся в 1 классе. Мн.: -«Пачатковая школа», 2013.
5. Кашлев, С.С. Технология интерактивного обучения/С.С. Кашлев. - Минск Белорусский верасень, 2005.-196 с.- (Педагогика, обращенная в завтра).
6. Кухарев, Н.В. Формирование и диагностика познавательных интересов учащихся: Научно-методические рекомендации. – Гомель: УО «ГГОИПК», 2004.- 18 с.
7. Кухарев, Н.В. Формирование и диагностика умственной самостоятельности учащихся: Научно-методические рекомендации. – Гомель: УО «ГГОИПК и ПРР и СО», 2004. – Ч.2.- 25 с.
8. Максимук, Н.М. Дидактические игры для шестилеток. - Минск.: «Народная асвета», 2000. - 47с.
9. Островская, А.А. Учебно-исследовательская деятельность как фактор развития познавательных способностей / А.А. Островская // Пачатковая школа.– 2014. – № 5. – С.38 – 42.
10. Черницкая, Н.С. Дидактические игры на уроках в подготовительном классе. - Мозырь.: Белый Ветер, 2004.
11. Цуранова, Ж.Н. Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной деятельности учащихся младших классов: Сборник методических рекомендаций / Ж.Н.Цуранова. – Гомель: УО «ГГОИПК», 2006.