Государственное учреждение образования
«Ленинский детский сад-базовая школа»
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-7 КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ»
Объезднова Татьяна Петровна
учитель русского языка и литературы
8 (029) 944-27-14;
e-mail: tatianaobezdnova@mail.ru
Ленино, 2019
1.Информационный блок
1.1. Название темы опыта
Использование приёмов игровых технологий на уроках русского языка в 5-7 классах как средство повышения познавательного интереса учащихся.
1.2. Актуальность опыта
Учащийся на современном этапе – учащийся, понимающий значимость образования и труда как необходимых условий развития личности; готовый к профессиональному самоопределению [4]. Соответственно современное общество ждёт от школы инициативного, грамотного выпускника с прочными знаниями и широким кругозором. Из личного опыта и наблюдений знаю, что существует проблема снижения познавательного интереса у учащихся, что в свою очередь ведёт к снижению успеваемости. Почему так происходит? Первая причина, на мой взгляд, глобальная сеть. В своей педагогической практике я столкнулась с тем, что учащиеся не стремятся что-либо учить, выполнять, ведь всё можно узнать и выполнить, просто войдя в интернет. Вторая причина — использование учителем традиционных форм урока. Как результат, ребята становятся пассивными участниками образовательного процесса.
Возникают вопросы: как заставить их учить? Работать на уроках? Сделать процесс обучения интересным и увлекательным? Как разбудить желание учащегося работать над собой?
Я считаю, что развитие любознательности, тяги к знаниям, интереса к изучению русского языка можно достичь через использование приёмов игровых технологий на уроках. Ведь давно известно, что игра стимулирует процесс мышления, совершенствует речевые и коммуникативные навыки. Игровая ситуация, занимательность на уроке способствует более прочному усвоению материала, так как учащиеся связывают учебный материал с ярким эмоциональным образом игры. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным [5, с.3].
1.3. Цель опыта
Повышение познавательного интереса учащихся на уроках русского языка в 5-7 классах посредством использования приёмов игровых технологий.
1.4. Задачи опыта
1. Изучить литературу по использованию приёмов игровых технологий на уроках русского языка.
2. Подобрать оптимальные приёмы игровых технологий для повышения познавательного интереса учащихся на различных этапах урока.
3. Определить критерии и показатели результативности, оценить эффективность применения приёмов игровых технологий на уроках русского языка в 5-7 классах.
1.5. Длительность работы над опытом
Моя работа по данному опыту проходила в три этапа.
- Первый этап, организационный (2016/2017 учебный год). На данном этапе я изучала методическую, педагогическую, психологическую литературу по теме, подбирала, систематизировала приёмы игровых технологий.
- Второй этап, деятельностный (2017/2018 учебный год). На этом этапе я начала активно применять приёмы игровых технологий. При этом наблюдала, влияет ли применение приёмов игровых технологий на уроке на познавательный интерес учащихся.
- Третий этап, обобщающий (1-е полугодие 2018/2019 учебного года). На заключительном этапе я провела анализ результатов учебной деятельности учащихся.
2 Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта
Применение приёмов игровых технологий на уроках русского языка способствует повышению познавательного интереса учащихся к предмету, что положительно сказывается на результатах обучения.
2.2. Описание сути опыта
Познавательный интерес — сложное многозначное явление. Г.И.Щукина под познавательным интересом понимает «избирательную направленность личности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями» [3].
Следовательно, мне как учителю, в процессе обучения важно повышать познавательный интерес и как мотив учения, и как черту личности, и как средство обучения.
При изучении методической литературы по теме опыта я остановилась на таких книгах как «Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков», «Лингвистические сказки о русском языке», а также на материалах журнала «Русский язык и литература» [1,2,5-7].
В.Н.Пташкина в книге «Игровые технологии на уроках русского языка» указывает на то, что понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Чтобы избежать однообразия в преподавании русского языка, повысить познавательный интерес учащихся не только на уроках, но и во внеклассной работе я начала применять приёмы игровых технологий на уроках. Следует отметить, что игровые моменты можно использовать на различных этапах урока. Приведу пример на этапах комбинированного урока.
В зависимости от темы урока и класса в начале урока для создания приятной рабочей атмосферы предлагаю ребятам игру «Собери букет». Например, при изучении качественных прилагательных в 6 классе ребята должны назвать цветок, добавив к названию качественное имя прилагательное (приложение 1). Также можно предложить ребятам 5-7 классов поиграть в игру «Поменяйся местами». Ребята становятся в круг. Я задаю вопросы, а ребята, которые утвердительно на них отвечают, меняются местами. Остальные остаются на месте. Например, кто сегодня проснулся рано; кто сегодня завтракал; у кого хорошее настроение; кто хочет получить хорошую отметку. Вариантов вопросов может быть много. Иногда сами дети предлагают свои вопросы (приложение 1,2). Этот же игровой приём использую на этапе подведения итогов урока. Предлагаю поменяться местами тем, кому сегодняшний урок понравился; кто полностью усвоил тему; кто желает ещё дополнительно позаниматься по теме.
Для этапа проверки домашнего задания предлагаю ребятам «Лингвистический футбол», «По щучьему веленью», «Кто больше» и другие.
«Лингвистический футбол»
В начале опроса правила по пройденной теме провожу жеребьёвку. По жребию учащийся выходит к доске — «встаёт на ворота», класс заранее готовит вопросы. Ребята «забивают» вратарю «мячи-вопросы». Сколько «голов» отбил, такую отметку и получил. При использовании данного приёма очень важно использовать жребий, чтобы не было обид со стороны учащихся, которые хотели отвечать, а их не спросили.
«По щучьему веленью»
Игра помогает учащимся ориентироваться в системе изученных орфограмм, чётко формулировать наименование орфограмм. Учащиеся по очереди высказывают пожелание, указывая, какую орфограмму хотели бы они видеть в тетрадях своих одноклассников. Остальные ученики называют и записывают слова с указанной орфограммой (приложение 1). От того, насколько грамотно и чётко ставятся вопросы, я могу видеть уровень усвоенных знаний по теме у всех учащихся.
На этапе актуализации знаний учащихся применяю такие игровые приёмы, как «Блеф-клуб», или цифровой диктант, «Да-Нет», «Корзина идей». Эти приёмы позволяют ребятам быстро включиться в активную познавательную деятельность, актуализировать ранее полученные знания, которые нужно вспомнить для понимания новой темы.
«Корзина идей»
Ребятам предлагаю на листочках записать всё, что они знают по теме. Затем прикрепить в импровизированную корзину на доске. Ответы могут быть разными: от правильных до ошибочных. Я принимаю все ответы.
Игра «Да-нет» формирует умение не только слушать, но и слышать задания учителя. Ребятам предлагаю ряд утверждений, которые могут быть верными или ошибочными. Если они согласны, поднимают жёлтую карточку, если не согласны — красную (приложение 1,2).
На этапе изучения нового материала ребятам нравятся весёлые стихи-запоминалки, которые не только вносят игровой момент в урок, но и помогают запомнить правило.
Так при изучении темы «Правописание сложных существительных с корнем пол-» использую «Правило Юли». Когда изучаем постфиксы (6 класс), частицы (7 класс) предлагаю ребятам запоминать так: То, кое, либо, нибудь – черточку поставить не забудь.
Падежи: Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку! (приложение1,2).
На этапе закрепления изученного материала применяю игровые приёмы «Диктант-молчанка», «Мягкая посадка», «Кто больше», «Третий лишний» (Приложение 2).
«Диктант-молчанка».
Этот приём применяю с использованием проектора. На экран вывожу изученную орфограмму, затем даю ребятам время вспомнить правило. Поочередно на экране появляются изображения. Ребята должны записать слова, обозначающие изображённые предметы. Затем они меняются тетрадями. На экране появляются правильные ответы, и ребята сами себя оценивают.
Игровой приём «Мягкая посадка» помогает мне увидеть, как ребята усвоили тему. Этот приём активизирует весь класс. Дети не знают, к кому полетит мяч и какой вопрос будет. Например, при изучении имён существительных собственных и нарицательных бросаю мяч и называю существительное. Ученик ловит мяч и называет, какое это существительное. Ответил верно — присаживается, тот, кто не справился с заданием, остаётся стоять и исправляет своё положение (приложение 1). Этот же приём можно использовать при проведении физкультминутки. В этом случае вопросы должны быть несложными, чтобы ученики не стояли.
Для физкультминутки использую игру «Кто быстрее». На столе разлаживаю листы с написанными пословицами, фразеологизмами. Листы разрезаны и перепутаны. Ребята подходят к столу и собирают высказывание. Затем комментируют написанное и присаживаются на место. В зависимости от темы урока могут меняться задания на карточках.
Игровой приём «Умный редактор» хорошо подходит к этапу обобщения и систематизации знаний. Например, в 5 классе даю ребятам текст с неправильным расположением его частей. Их задача – расположить части верно (приложение 1). Здесь же использую такой вид заданий, как «Кроссворд». Этот приём даёт возможность ребятам посмотреть на изучаемый материал с другой стороны. Это переключает внимание, предоставляет возможность передохнуть.
Очень важно, чтобы ребята с урока уходили в хорошем настроении. Поэтому на этапе подведения итогов урока использую игровые приёмы «Цепочка пожеланий», «Ключевое слово», «Заверши фразу».
«Цепочка пожеланий»
Этот игровой приём использую в любом классе. Ребята устно или на бумаге записывают свои пожелания друг другу по итогам работы на уроке. Затем передают друг другу (приложение 1).
«Заверши фразу»
Предлагаю ребятам закончить фразу «Полезным на уроке для меня было…» или «Захотелось узнать…» (Приложение 2).
Ряд примеров использования приёмов игровых технологий на уроке можно продолжать ещё долго. Однако уже сейчас становится понятно, что игровые технологии дают учителю большой простор для творческого подхода к уроку. Уроки с дидактической игрой нравятся учащимся.
2.3. Результативность и эффективность опыта
В своём опыте я описала приёмы игровых технологий, которые наиболее эффективны в моей работе с учащимися 5-7 классов. Они хороши тем, что их можно использовать на разных этапах урока и применять не только при изучении нового материала, но и закреплении и обобщении изученного.
На протяжении всех этапов работы над опытом проводилась диагностика познавательного интереса учащихся. При проведении диагностики я опиралась на исследования доктора педагогических наук, профессора Г.И. Щукиной [3].
Выбранные мною критерии и показатели познавательного интереса учащихся представлены в таблице (приложение 3).
Также мною был проведён тест по самооценке уровня познавательного интереса учащихся на начальном и заключительном этапах. Данные свидетельствуют о том, что у учащихся на третьем этапе повысился уровень познавательного интереса (приложение 3).
С целью изучения отношения учащихся к игровым моментам на уроке я использовала метод ранжирования. Учащимся было предложено расположить игровые приёмы по степени интереса на уроке (приложение 3). Данный метод позволил мне скорректировать использование приёмов игровых технологий с учётом интересов учащихся.
На своём педагогическом опыте убедилась в том, что не всегда и не на каждом уроке возможно использование приёмов игровых технологий для повышения познавательного интереса учащихся. На мой взгляд, на это влияют следующие факторы:
- тип урока;
- сложность изложения учебного материала;
- взаимоотношения между учителем и учащимися;
-эмоциональное состояние учащихся;
- количество учащихся и уровень их подготовленности;
-желание самих учащихся включиться в процесс игры.
3. Заключение
Использование приёмов игровых технологий позволяет преобразить привычную, устоявшуюся форму урока, что делает учебный процесс более эффективным и привлекательным. Игровые приёмы не только повышают интерес учащихся к русскому языку, но и развивают их самостоятельность, создают условия для полноценного развития личности.
Данный опыт может быть использован не только учителями-филологами, но и другими учителями-предметниками, т.к. показанные в опыте игровые приёмы можно применить к любому предмету.
Опыт был заслушан на заседании методического объединения учителей общественно-гуманитарных предметов (30.10.2018 №2).
Список использованной литературы
- Долбик, Е.Е. Занимательные задания по морфологии (обобщающие задания) / Е.Е. Долбик, В.Л., Леонович, О.А. Облова //Русский язык и литература. – 2018. – №11. – С.47–54.
- Карпушин, С.В. Лингвистические сказки о русском языке / сост. С.В. Карпушин. – Минск: Белорус. ассоц. «Конкурс», 2013. – 96 с.
- Ненахова, Е.В. Диагностика познавательного интереса у обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы [Электронный ресурс] / Е.В. Ненахова // Педагогика – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-poznavatelnogo-interesa-u-obuchayuschihsya-starshih-klassov-sredney-obscheobrazovatelnoy-shkoly – (Дата доступа: 24.02.2018)
- Об утверждении образовательных стандартов общего среднего образования: Постановление министерства образования Республики Беларусь от 26 декабря 2018 г. №125 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W21933745p&p1=1&p5=0 – (Дата доступа: 10.03.2018)
- Пташкина, В.Н. Игровые технологии на уроках русского языка. 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков / авт.-сост. В.Н. Пташкина [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2011. – 238 с.
- Суханова, С.А. Использование игровых моментов на уроках русского языка [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://multiurok.ru/index.php/files/ispolzovanie-igrovykh-momentov-na-urokakh-russkogo.html – (Дата доступа: 10.03.2018)
- Шамардина, М.А. Игровые приёмы на уроках русского языка / М.А. Шамардина [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/igrovie-momenti-na-urokah-russkogo-yazika-dlya-klassov-1551137.html – (Дата доступа: 06.03.2018)
Приложение 1
Тема «Качественные имена прилагательные» (6 класс)
Игровой приём «Собери букет»
1. Роза – колючая, ароматная, красивая;
2. Ландыш — белый, маленький, милый;
3. Василёк — синий, прекрасный, восхитительный.
«Поменяйся местами» (дети становятся в круг)
Поменяйтесь местами те, кто пришёл на урок в хорошем настроении; кто желает узнать сегодня на уроке что-то новое; выполнил домашнее задание; желает активно работать на уроке.
Тема «Правописание корней с чередующимися гласными о-а» (5 класс)
Игра «По щучьему велению»
«По щучьему велению, по моему хотению, назовите мне слова с корнями -гор-гар-, -зар –зор-, -клон-клан-, -раст-рос-рощ-, -кас-кос-, -лаг-лож-. (Ребята записывают слова, затем меняются тетрадями и проверяют).
Тема «Двойная роль букв е,ё,ю,я» (5 класс)
Игра «Да-нет»
-Ребята, в русском языке буквы делятся на согласные и гласные? (Да)
-Гласных букв 10? (Да)
-Гласных звуков 6? (Да)
-Буквы могут обозначать два звука? (Да)
-Всегда совпадает количество букв в слове с количеством звуков? (Нет)
Стихи-запоминалки
Правило «Юли»:
- Буква «Ю» в имени — заглавная. После «пол» нужно ставить дефис, если слово начинается с заглавной буквы (слово является именем собственным). Пример: пол -Гомеля, пол -Минска.
- Буква «л». После «пол» нужно ставить дефис, если слово начинается с буквы «л». Пример: пол –лимона, пол- листа.
- Буква «я» —гласная. После приставки «пол» нужно ставить дефис, если слово начинается с гласной буквы. Пример: пол -апельсина.
Не путаем одеть-надеть: Надевают одежду, одевают Надежду
Для запоминания глухих согласных (очень полезная вещь при фонетическом разборе слов): СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? Фи! (СТПКХЧШЩЦФ)
Тема «Правописание о - ё после шипящих в корне слова» (5 класс)
Слова-исключения:
Шомпол, чопорный и шоры,
шов, крыжовник и обжоры,
шоколад, шоссе, шофер -
вот и весь набор.
Тема «Правописание падежных окончаний имён существительных»
Уважают человека
у туркмен, татар, узбеков,
у таджиков и армян,
у монголов и цыган,
у якутов и тунгусов,
у башкир и белорусов,
у киргизов и грузин,
у бурят и осетин
Безударные гласные в корне слова (5 класс)
Если буква гласная вызвала сомнение – Ты ее немедленно ставь под ударение!
Буква Ы после Ц в корне слова (5 класс)
Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку «Цыц!»
Для верного определения начальной формы глагола: вид не менять, -СЯ не терять.
Вопросы, на которые отвечают наречия:
где, когда, куда, откуда, как, зачем и почему.
Дефис в неопределенных местоимениях
То, кое, либо, нибудь – черточку поставить не забудь.
***
Кое, либо, то, нибудь
Черточку-то не забудь,
А частицы же, ли, бы
Ты раздельно запиши.
Н и НН в прилагательных
Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин – пиши Н один!
Прилагательные с суффиксом -ЯН-: исключения: посмотрите на окно, чтобы вспомнить, в каких прилагательных пишется двойное Н: в окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки.
Наречия на шипящую – исключения: Уж замуж невтерпеж.
Непроизносимые согласные в корне слова:
Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.
***
Носки и чулки
Носки короткие – слово длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое: чулок.
Тема «Имена существительные собственные и нарицательные» (6 класс)
Игра «Мягкая посадка»
Учитель бросает мяч и называет существительные: Конфета, Юпитер, лодка, Ленино, Ира, звезда, самолёт, Егорка, горка, Гомель, учёный, Пифагор, планета Земля, журнал «Крокодил», кафе «Сластёна», школа, планетарий, тайфун, Миша, Мальвина, Рекс.
Тема «Текст и его основные признаки» (5 класс)
Игра «Умный редактор»
Задание: расположить части текста правильно, дать название тексту.
1) Наступила поздняя осень. Стоит ненастная погода. Всё чаще дует резкий осенний ветер. С синего неба посылает солнце прощальные лучи.
2)Тихо, уютно. В необъятных чащах леса можно укрыться от осеннего ветра. На душе легко и спокойно.
3) Тишину спящего леса не нарушает пение птиц, потому что они улетели на юг. В аллеях сада стало пусто, бесшумно. А ведь здесь летом было так радостно, чудесно! Из окрестных парков слетались сюда птицы на праздничный концерт.
4) Как хорош лес осенью! Воздух свеж. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают с чёрных деревьев и медленно опускаются на холодную землю.
5) Осенью лес похож на терем расписной. Хорошо устроиться под белоствольной берёзкой и долго рассматривать золотые краски леса, лиловый краешек неба. (1,4,3,5,2 «Осень в лесу»).
Игра «Цепочка пожеланий»
«Желаю на следующем уроке работать лучше, чем сегодня», «Хочу на следующем уроке получить восьмёрку», «Спасибо за интересный урок», «Желаю тебе удачи на контрольной работе».
Приложение 2
Тема: Образование наречий (7 класс)
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с основными способами образования наречий.
Планируется, что к концу урока учащиеся:
-смогут правильно определять способ образования наречия;
-будут уметь образовывать наречия разными способами.
Задачи личностного развития: создать условия для развития внимательности, наблюдательности, способствовать формированию навыков самостоятельной работы, воспитанию интереса к произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: 1) Л.А. Мурина и другие. Учебное пособие для 7 класса. 2) Карточки с предложениями из повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. 3) Компьютер, проектор.
Ход урока:
Организационный этап.
Игровой приём «Поменяйся местами» (ребята становятся в круг)
Поменяйтесь местами те, кто ел утром кашу; кто пил чай; кто пришёл на урок с хорошим настроением; кто желает узнать сегодня на уроке много интересного; кто знает, какую тему будем изучать на уроке.
Проверка домашнего задания.
Учитель проверяет, всеми ли учениками выполнен морфологический разбор наречия в тетрадях.
Целемотивационный этап.
Учитель. Ребята, исходя из темы урока, давайте определим цели нашего занятия (учащиеся формулируют цели урока).
Этап актуализации знаний и умений.
Игра «Да-нет»
Наречие — неизменяемая часть речи? (Да)
Наречие может относиться к глаголу? (Да)
Наречие имеет окончание? (Нет)
Наречие обозначает признак признака? (да)
Этап изучения новой темы.
На экране показаны предложения.
Мы тотчас поладили, и хотя по контракту обязан он был учить меня по-французски, по-немецки и всем наукам, но он предпочел наскоро выучиться от меня кое-как болтать по-русски, — и потом каждый из нас занимался уже своим делом.
Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному.
Василиса Егоровна приняла нас запросто и радушно, и обошлась со мною как бы век была знакома.
Учитель.
-Из какого произведения взяты данные предложения?
-Найдите в этих предложениях наречия.
-На ваш взгляд, как образованы данные наречия? (По-французски, по-немецки, наскоро, кое-как, по-русски, по-старинному, запросто, радушно). Ответы учащихся сопровождаются записями словообразования этих наречий на экране.
Упражнение 348
Учащиеся изучают таблицу и отвечают на вопросы 2 задания.
Стихи-запоминалки (на экране)
То, кое, либо, нибудь – черточку поставить не забудь.
Этап проверки понимания нового материала.
Учитель.
-Назовите способы образования наречий.
-От каких частей речи образуются наречия?
Упражнение 349
Выписать из текста производные наречия. Выполнить их словообразовательный разбор.
Этап закрепления нового материала.
Выполнение теста
- Укажите способ образования наречия как-нибудь
- Суфиксальный
- Приставочный
- Постфиксальный
- Приставочно-суффиксальный
- Укажите способ образования наречия сгоряча
- Суфиксальный
- Приставочный
- Постфиксальный
- Приставочно-суффиксальный
- Укажите способ образования наречия куда-то
- Суфиксальный
- Приставочный
- Постфиксальный
- Приставочно-суффиксальный
- Укажите способ образования наречия засветло
- Суфиксальный
- Приставочный
- Постфиксальный
- Приставочно-суффиксальный
- Укажите способ образования наречия
- Суфиксальный
- Приставочный
- Постфиксальный
- Приставочно-суффиксальный
Физкультминутка.
На столе разложены листы с пословицами. Части пословиц перемешаны. Учащиеся подходят к столу, составляют пословицу, находят в ней наречие и называют способ образования наречия.
С волками по-волчьи выть. Живет в подклете, а кашляет по-горнишному. Хорошо летаешь, да где-то сядешь. С воронами по-вороньи каркать. Быть по-сказанному, что по-писанному. Призадумаешься поневоле.
Этап обобщения и систематизации нового материала.
Игра «Третий лишний» (на экране)
Красиво, утром, где-то
Никогда, кое-где, когда-нибудь
Как-нибудь, важно, куда-то
Издалека, во-первых, однажды.
Упражнение 352. Найти лишнее наречие. Объяснить свой выбор (устно).
Контроль знаний и умений.
Упражнение 350. Распределить наречия по способам словообразования.
Этап объяснения домашнего задания.
Из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» выписать по пять наречий на каждый способ образования наречий.
Этап подведения итогов урока.
Игровой приём «Заверши фразу».
Ребята, продолжите фразу «Сегодня на уроке мне было...»
Приложение 3
Критерии и показатели познавательного интереса учащихся
Критерии |
Показатели |
2016/2018 уч.г. % учащихся |
1-е полугодие 2018/2019 уч.г. % учащихся |
Содержательно- деятельностный |
|
38% |
64% |
|
42% (10 участников-2 призовых места) |
87% (15 участников-3 призовых места) |
|
Эмоциональный |
|
73% |
21% |
|
48% |
100% |
|
Регулятивный |
|
29% |
100% |
|
18% |
64% |
Результаты теста по самооценке уровня познавательного интереса учащихся
Уровень познавательного интереса |
2016/2018 уч.г. |
1-е полугодие 2018/2019 уч.г. |
Ниже среднего |
49 % |
17 % |
Средний |
27 % |
19 % |
Выше среднего |
24 % |
64% |
Результаты метода ранжирования игровых моментов по степени интереса на уроке.
Игровой приём |
% опрошенных |
|
1 |
Стихи-запоминалки |
100 |
2 |
Поменяйся местами |
87 |
3 |
Цепочка пожеланий |
85 |
4 |
Диктант-молчанка |
71 |
5 |
По щучьему велению |
67 |
6 |
Мягкая посадка |
56 |
7 |
Кроссворд |
42 |
8 |
Да-нет |
41 |
9 |
Корзина идей |
36 |
10 |
Лингвистический футбол |
27 |