Государственное учреждение образование
«Ленинский детский сад-базовая школа»
Развитие познавательных интересов учащихся
на уроках физики и во внеурочной деятельности
Автор работы:
Кравченко Сергей Петрович,
учитель физики
ГУО»Ленинский детский сад-базовая школа»
Добрушского района
а/г Ленино, 2018
Оглавление
Введение………………………………………………………………………. 3 Глава 1. Теоретические основы системы работы по развитию познавательных интересов учащихся на уроках физики. §1. Цели и задачи активизации познавательной деятельности……………5 § 2. Развитие мышления учащихся………………………………………….6 § 3. Формирование мотивов учения………………………………………...8 Глава 2. Использование приемов и средств развития познавательных интересов учащихся на уроках физики…………………10 Заключение…………………………………………………………………….17 Литература……………………………………………………………………..18 |
|
Введение
Учитель должен быть солнцем, излучающим тепло,
быть благодатной почвой для развития
человеческих чувств и сеять знания не только в
памяти и сознании своих учеников, но в первую
очередь в их душах и сердцах.
Ш. А. Амонашвили
Профессия учителя-это нелегкий труд служения детям, который под силу людям с чистой душой и открытым сердцем. Многое в жизни любого человека зависит от педагога. На педагогов возложена ответственная миссия- воспитание подрастающего человека и передача ему ценностей человеческой цивилизации. Важность труда педагога невозможно переоценить, от его результатов зависит будущее нашей страны.
Главное, сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность. Поскольку форма организации учебного процесса остаётся на уровне класс - предмет - урок, требуется переосмыслить как их соотношение, так и содержание этих отдельных звеньев технологического процесса, что неизменно ведёт к изменению ценностей профессионально-педагогической культуры.
Основные вопросы, которые потребовали поиска ответа:
Каким должен быть человек 21 века? Как воспитать интерес к предмету физика?
Пути развития позновательных интересов связываю с решением задач:
- изучение индивидуальных особенностей учащихся, их интересов;
- сочетание традиционных и активных методов обучения;
- внедрение дифференцированного обучения и поуровневого контроля знаний;
Над этими задачами работать приходится постоянно, это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремится раскрыть притягательные стороны физики. Всё это позволило сформулировать идею своей системы деятельности, как:
Развитие познавательных интересов учащихся на уроках физики и во внеурочной деятельности
Физика - метод познания окружающего мира. Поэтому физике нужно учить каждого ученика, различие может быть только в объёме изучаемого материала. Главное в физике - уметь пользоваться информацией, уметь находить новые логические связи, развивать логическое мышление - вот что становится глобальной целью изучения предмета.
Итак, цель моей работы:
- Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение, логика и т. д. Основная задача - не только научить физике, а развить мышление ребёнка.
Для достижения этих целей при проведении уроков и внеклассной работы использую такие методы и приёмы, как игровые технологии (элементы дидактических игр, игровые ситуации), анализ и сравнение, алгоритмизация процесса обучения, элементы исследовательской деятельности и творчества, компьютерные технологии, лабораторные и домашние опыты, разнообразные уроки систематизации и обобщения знаний и др.
Глава 1. Теоретические основы системы работы по развитию познавательных интересов учащихся на уроках физики
§1. Цели и задачи развития познавательных интересов.
Все способности человека, как это было отмечено выше, развиваются в процессе деятельности. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность в учебном познании, является средством развития познавательных способностей обучаемых.
Применяя те или иные методы и приемы активизации, необходимо всегда учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащихся. Система работы учителя по активизации учебной деятельности школьников должна строиться с учетом планомерного постепенного и целенаправленного достижения желаемой цели - развитие познавательных творческих способностей учащихся.
Любая деятельность человека (не только познавательная) складывается из отдельных действий, а сами действия можно разложить на отдельные операции. Каждое из указанных действий можно разложить на отдельные психические процессы: ощущение, восприятие, представление, мышление, память, воображение и т.д.
Среди всех познавательных психических процессов ведущим является мышление. Кроме того, развивать познавательные способности учащихся - это, значит, формировать у них мотивы учения. Задача формирования у учащихся мотивов учения неразрывно связана с задачей развития мышления и является предпосылкой ее решения. Действительно, как и всякая другая деятельность, мышление вызывается потребностями. Поэтому, не воспитывая, не пробуждая познавательных потребностей у учащихся, невозможно развить и их мышление.
Итак, используемые учителем приемы и методы познавательной деятельности учащихся в обучении должны предусматривать постепенное, целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и одновременное формирование у них мотивов учения.
§2. Развитие мышления учащихся.
Для системы работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся в обучении очень важно иметь в виду, что в мыслительной деятельности можно выделить три уровня: уровень понимания, уровень логического мышления и уровень творческого мышления.
Понимание. Понимание - это аналитико-синтетическая деятельность, направленная на усвоение готовой информации, сообщаемой книгой или учителем.
В ходе изложения нового материала учитель не только сообщает новые факты, он анализирует результаты опытов, строит теоретические доказательства, выводит новые следствия. Необходимо также иметь четкое представление о том, какие приемы объяснения материала обеспечивают наиболее глубокое усвоение и способствуют всестороннему развитию мышления учащихся. Очевидно, выбор приемов объяснения определяются уровнем развития учащихся и характером излагаемого материала.
Логическое мышление. Под логическим мышлением понимается процесс самостоятельного решения познавательных задач.
На этом уровне познавательной деятельности учащиеся должны уметь самостоятельно анализировать изучаемые объекты, сравнивать их свойства, сравнивать результаты отдельных опытов, строить обобщенные выводы, выполнять классификацию, доказательства, объяснения, выводить формулы, анализировать их, выявлять экспериментальные зависимости и т.д. Поэтому учитель, организуя, мыслительную деятельность учащихся на данном уровне, должен подбирать учащимся такие задания, которые предусматривали бы выполнение одного из указанных умственных действий или их различную совокупность. Чем больше самостоятельных действий должны совершить учащиеся при выполнении задания, тем оно сложнее.
Творческое мышление. Согласно современным воззрениям процесс научного творчества совершается в три этапа.
I этап характеризуется возникновением (в ходе познания или практической деятельности) проблемной ситуации, первоначальным анализом ее и формулировкой проблемы.
II этап творческого процесса - это поиск пути решения проблемы. Этот поиск совершается в ходе детального анализа проблемы на основе имеющихся знаний. В случае необходимости знания об изучаемом объекте исследования можно пополнить, изучая соответствующую литературу или выполняя необходимые экспериментальные исследования.
Часто принцип решения находят чисто логически, строго доказательно. Иногда объект исследования познан недостаточно, а знания о нем не только неполны, но и противоречивы. В этом случае доказательно вывести принцип решения возникшей проблемы не удается. На помощь приходит интуиция.
III этап творческого познания - этап противоречие найдено (или угадано) принципа решения проблемы и его проверка. На этом этапе принцип решения реализуется в виде отдельных результатов творчества: решение новой задачи, обоснований и разработка конструкций, теорий и т.д. Полученные результаты проверяют экспериментально, согласуют с другими теоретическими данными и т.д.
Выделенные три условия мыслительных деятельности могут быть положены в основу системы работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся.
Исходным моментом в этой работе должно быть обеспечение глубокого понимания учащимися учебного материала, излагаемого учителем или в книге (I уровень). Лишь на фоне систематической работы, обеспечивающей глубокое понимание учащимися материала, могут применяться различные приемы и задания, требующие от учащихся самостоятельного решения познавательных задач урока на II и III уровнях познавательной активности (т.е. на основе логического или творческого мышления). [5]
§3. Формирование мотивов учения.
Мотивы, побуждающие к приобретению знаний, могут быть различными. К ним относятся, прежде всего, широкие социальные мотивы: необходимо хорошо учиться, чтобы в будущем овладеть желаемой специальностью, чувство долга, ответственность перед коллективом и т.д. Однако, как показывают исследования, среди всех мотивов обучения самым действенным является интерес к предмету. Интерес к предмету осознается учащимися раньше, чем другие мотивы учащимися, им они чаще руководствуются в своей деятельности, он для них более значим, и поэтому является действенным, реальным мотивом учения. Поэтому необходимо воспитывать у учащихся силу воли, умение преодолевать трудности, прививать им ответственное отношение к своим обязанностям. [12]
Очень большое влияние на формирование интересов школьников оказывают формы организации учебной деятельности. Четкая постановка познавательных задач урока, использование в учебном процессе разнообразных самостоятельных работ, творческих заданий и т.д. – все это является мощным средством развития познавательного интереса. Учащиеся при такой организации учебного процесса переживают целый ряд положительных эмоций, которые способствуют поддержанию и развитию их интереса к предмету.[5]
Одним из средств пробуждения и поддержания познавательного интереса является создание в ходе обучения проблемных ситуаций и развертывание на их основе активной поисковой деятельности учащихся. При создании проблемных ситуаций учитель противопоставляет новые факты и наблюдения сложившейся системе знаний и делает это в острой, противоречивой форме. Вскрывающиеся противоречия служат сильным побудительным мотивом учебной деятельности. Они порождают стремление познать суть, раскрыть противоречие. В этом случае активная поисковая деятельность учащихся поддерживается непосредственным, глубоким, внутренним интересом.[10]
Важным условием развития интереса к предмету являются отношения между учащимися и учителем, которые складываются в процессе обучения. Воспитание познавательного интереса к предмету у школьников во многом зависят и от личности учителя.
Какими же качествами должен обладать учитель, чтобы его отношения с учащимися содействовали появлению и проявлению интереса к предмету? Как показывают исследования, ими, прежде всего, являются:
- Эрудиция учителя, умение предъявлять к ученикам необходимые требования и последовательно усложнять познавательные задачи. Такие учителя обеспечивают в классе интеллектуальный настрой, приобщают учащихся к радости познания;
- Увлеченность предметом и любовь к работе, умение побуждать учащихся к поиску различных решений познавательных задач;
- Доброжелательное отношение к учащимся, создающее атмосферу полного доверия, участливости. Все это располагает к тому, что можно спокойно подумать, найти причину ошибки, порадоваться своему успеху и успеху товарища и т.д.;
- Педагогический оптимизм – вера в ученика, в его познавательные силы, умение своевременно увидеть и поддержать слабые, едва заметные ростки познавательного интереса и тем самым побуждать желание узнавать, учиться.
Правильный стиль отношений с учащимися – основа успеха педагогической деятельности.
Итак, формирование познавательного интереса школьников к предмету – сложный процесс, предполагающий использование различных приемов в системе средств развивающего обучения и правильного стиля отношений между учителем и учащимися.
Глава 2. Формы, методы организации образовательного процесса, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся
Включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм, методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности
В основе любого урока лежит организация познавательной деятельности учащихся. Поэтому ведущими процессами являются мышление и воображение, на основе которых происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, решение проблемных ситуаций и задач.
В.А.Сухомлинский писал, что на уроке "учитель не только открывает окно в мир знаний, но и выражает сам себя"..[5] Стараюсь, чтобы урок нес учащимся новые знания, понятия, вызывал у них эмоционально яркие ощущения, возбуждал мысли и чувства, интерес к теме урока, предмету.
Если вызван интерес к учению на уроке, то дома у ученика возникает потребность в расширении, углублении, закреплении полученных знаний, желание объяснить наблюдаемое явление с точки зрения физики.
Своей целью ставлю заинтересовать детей предметом с первого урока физики в 7 классе, используя для этого:
- индивидуальный подход к учащимся при изучении,
закрепление и контроль знаний;
- эмоционально окрашенный фон занятий;
- включение эффектных опытов;
- знакомство учащихся с предметом разнообразными методами: познавательные игры, учебные дискуссии, ситуации эмоционально-нравственных переживаний, познавательной новизны, проведение экскурсий ''Физика вокруг нас''; введение фронтальных экспериментальных заданий, домашних опытов и наблюдений (в устной форме для тех, кто не любит писать).
При первой же встрече ребят с физикой как учебной дисциплиной добиваюсь максимально возможного эмоционального всплеска, т.к. с ним прочно связаны не только интерес к предмету и качество усвоения знаний, но и нравственноестановление личности учеников.
На первом этапе курса физики (7-й класс) я выделяю на некоторых уроках время (5-7 мин.) для микробесед на темы, не предусмотренные программой, но имеющие связь с изучаемым материалом. На микробеседах мы говорим об отдельных этапах жизни и деятельности ученых, успехах в развитии науки и техники, исторических сведениях, причем беседу нужно проводить эмоционально.
Трудно четко спланировать эти краткие беседы, отразить их содержание в поурочном планировании, т.к. зачастую они бывают импровизированными. Так, перед изучением темы «Температура. Измерение температуры. Термометры» готовлюсь к беседе об основных, наиболее интересных этапах жизни и деятельности Д.Г. Фаренгейта и А. Цельсия, о их вкладе в развитие науки. Перед уроком на тему «Давление» подбираю материал о получении искусственных алмазов. Изучение темы «Вес тела» обязывает меня быть готовым к беседе о невесомости, искусственных спутниках Земли, о космических кораблях и их создателях. [Приложение 1]
Иллюстрации и литература на уроках физики
Использование художественной и научно-популярной литературы в процессе обучения оживляет урок и способствует активизации познавательной деятельности учащихся, закреплению и углублению получаемых ими знаний, созданию целостного представления об окружающем мире и, что тоже важно, развивает у них потребность в чтении. Этот прием позволяет легко войти в контакт с учащимися, вызвать их расположение, ярко и образно преподнести изучаемый материал, что способствует его усвоению. Приведу несколько примеров. При изучении с семиклассниками темы о равнодействующей силе разбираем басню Крылова «Лебедь, рак и щука», пытаясь выяснить, был ли прав автор с точки зрения физики, утверждая, что «воз и ныне там»; при изучении понятия о теле отсчета привожу отрывок из стихотворения С.Я.Маршака «Вот какой рассеянный». Разбор в классе содержания этих строк позволяет учащимся не только глубже усвоить суть относительности механического движения, но и получить удовольствие, вспомнив, любимые с детства строки, почувствовать сердечную доброту и юмор их автора. Можно попросить ребят прокомментировать с точки зрения физики такие шуточные слова: «Ехала деревня мимо мужика. [Приложение 2]
Физический эксперимент
Демонстрационный эксперимент в преподавании физики вызывает включение всех факторов привлечения внимания. Он ставится для всего класса. Значительная часть учащихся, особенно мальчиков, имеет рано пробудившийся интерес к технике вообще. Поэтому появление на демонстрационном столе любых технических устройств в виде приборов демонстрационного эксперимента привлекает их внимание. У учащихся 7-8 классов большой интерес вызывает использование хорошо подготовленных демонстрационных опытов и самостоятельный эксперимент, выполнение домашних опытов и наблюдений.
Например, следующие задания:
- Как, имея только мензурку с водой, определить массу деревянного шарика?
- Измерьте толщину листа бумаги в учебнике при помощи линейки.
- Создайте таблицу плотностей пищевых продуктов (мороженное, сыр, сахар-рафинад).
В 8 классе при изучении темы «Способы теплопередачи учащиеся с интересом решают задачи типа:
- Как в жаркий летний день в полевых условиях сохранить холодной воду в сосуде?
- Как поступить, чтобы быстрее охладить молоко: поставить кастрюлю с молоком на лед или положить лед на крышку кастрюли?
Игровая деятельность.
Игра возможна только при условии заинтересованности в ней и учеников, и учителя. Ни в одну игру формально играть невозможно. Результатом деловой игры становится коллективное решение задачи, а проблемная ситуация, необходимая для активизации деятельности школьников, возникает как бы самопроизвольно: она предопределена правилами и условиями протекания самой игры. Так, для проведения игры ''Полёт в космос'' (9 класс), ребятам необходимо использовать дополнительную литературу, расширяя свой кругозор, нужно подобрать вопросы для инопланетян, сконструировать приборы, приготовить рюкзак с запасом пищи, подумать о топливе. Это фантазия и реальность!
Игровой элемент урока, рассчитанный на смекалку, развивает активность, вызывает интерес. "Опровергните мои слова: Говорят, что курица плавает, а утка тонет''. Учащийся должен начать свой ответ-доказательство словами: ''Нет, этого не может быть потому, что ...'' Или: ''Говорят, что сначала услышим гром, а потом сверкнёт молния''. Такие противоречивые выражения результативно ''работают'' в любом классе, по любой теме и на любом уровне, т.е. подобная работа полезна и в ходе изучения темы, и при повторении и закреплении знаний.
Уроки-экскурсии
Ребята с удовольствием ходят на экскурсию в природу, особенно 7 - 8-классники. Уроки-экскурсии ''Физика на осенней (зимней, весенней) тропе'' - это не только красивый отдых, но и осознанное восприятие физической теории, подтверждённой конкретными примерами. При наблюдении возникает естественное желание объяснить увиденное. Кроме наблюдений идёт актуализация знаний, активное повторение пройденного теоретического материала. Уроки- экскурсии надолго остаются в памяти ребят, а вопросы возникают сами:
- Почему листья шуршат под ногами?
- Почему снег хрустит?
- Почему заячий след резко свернул в сторону?
- Зачем на реке проруби делают?
- Что быстрее освобождается от снега: пригорки или равнины?
Исследовательская работа
В каждом ученике живёт страсть к открытиям и исследованиям. Даже ученик, который не очень хорошо учится, обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что-нибудь ''открыть экспериментально''.
Так, в 7 классе при изучении темы ''Условия плавания тел'' попросил учащихся принести: орех, луковицу, картофелину, яблоко. Каждый получил 2 стакана: с пресной водой и солёной водой. Поставил проблему: ''Что произойдёт, если все тела бросим в сосуд с пресной водой?'' - дети выдвинули гипотезы, проверили на опыте, сделали вывод, и вновь проблема: ''А если всё это проделать в солёной воде ?''
Итогом исследовательской работы становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками как ответы на проблемные вопросы.
Использование элементов занимательности на уроках физики.
В настоящее время проблема ''Научить учеников мыслить'' является одной из основных. В.А. Сухомлинский говорил: '' Нет и не может быть детей, которые не хотели бы учиться...''.
В этом плане особое место принадлежит такому эффективному педаго-гическому средству как занимательность. Чтобы используемый занимательный материал на уроках дал прочный обучающий эффект, на мой взгляд, нужно соблюдать следующие требования.
- Занимательный материал должен привлекать внимание ученика постановкой вопроса и направлять мысль на поиск ответа. В частности, учащиеся 7-го класса после рассмотрения вопроса об архимедовой силе с интересом прочтут статью «Загадка водяной капли», а ученики 8-го класса при изучении раздела «Тепловые явления» – статью «Тепловые двигатели и развитие техники».
- Занимательный материал должен быть не развлекательной иллюстрацией к уроку, а вызывать познавательную активность учащихся, помогать им выяснять причинно-следственные связи между явлениями.
- Занимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития.
- Занимательный материал на уроке должен не требовать большой затраты времени, быть ярким, эмоциональным моментом урока. [Приложение 3]
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа учащихся рационально организованная и систематически проводимая способствует овладению всеми учащимися глубокими и прочными знаниями, активизации умственных операций, развитию познавательных интересов.
Одна из первых самостоятельных работ которую я провожу "Знакомство с книгой (учебником)":
В плане урока почти всегда присутствует пункт ''Работа с учебником''. Это может быть ''парный опрос'', который так нравится моим учащимся 6 - 8 классов. Взаимодействие друг с другом положительно сказывается на повышении их активности, качестве выполненной работы. После изучения нового материала или при проверке домашнего задания учащиеся отвечают на вопросы параграфа друг другу и оценивают свою работу. При проверке я спрашиваю: ''Какую оценку поставил тебе товарищ?'' И задаю любой из рассмотренных вопросов. Если ученик ответил на него правильно, то получает эту оценку в журнал. Это даёт возможность проверить усвоение изученного материала, активизировать деятельность и поощрить учащихся.
При закреплении и опросе приучаю школьников:
- следить за ответом товарищей;
- дополнять изложение главного тем, что упущено.
При выставлении оценки учитываю умение учащихся чётко, логически связно изложить главное в изученной теме.
Перед выполнением самостоятельной или контрольной работы обязательно работаем с формулами, необходимыми для решения задач, выписываем их на доску, учимся находить неизвестные величины.
При проведении уроков обобщения и систематизации знаний использую разного рода таблицы, схемы, графики.
Домашняя работа - это тоже самостоятельная работа. И чтобы сохранить устойчивый интерес к выполнению домашней работы, нужно вселять в учащихся уверенность в том, что работа ему по силам и давать возможность убедиться в этом при проверке. Все домашние задачи всегда проверяю разными способами:
- сам заранее пишу на доске правильное решение (если тип задач новый) и на уроке учащиеся сверяют со своим решением;
- сильный ученик на перемене (или в начале урока) восстанавливает решение на доске;
- кто-то из учащихся (по очереди или по желанию) выполняет задание дома на отдельных листах, которые после проверки учителем перед уроком вывешиваются в уголке ''Учись учиться'' (в каждом классе);
- собираю выборочно (не все) тетради на проверку;
- проверяю наличие работ.
Заключение.
Наиболее интенсивное развитие личности в школьные годы происходит при организации их активной познавательной деятельности. Для осуществления познавательной деятельности необходимо формирование мотивов деятельности.
Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной заинтересованности на уроке. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет в них созерцательный интерес к предмету, который не будет являться познавательным интересом.
Педагогическая деятельность - исключительно многовариантный и динамический процесс.
Учитель может работать по новым современным педагогическим технологиям, использовать различные формы организации деятельности учащихся на уроке. Однако, при этом он всегда должен ставить перед собой и перед учащимися определенные цели. Реализация целей педагогической деятельности, как вправе и любой другой деятельности, измеряется её результатами.
Результаты педагогического труда - это не только обобщение труда учеников в баллах, но и, прежде всего, это гармонично развитая личность.
Литература
- Гузеев, В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии / В.В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2001.
- Жук, А.И., Кошель, Н.Н. Профессиональная компетентность педагога: теоретический аспект // Кіраванне ў адукацыі. -1997. - № 8. - С. 3-28.
- Запрудскі, М.І. Як канкрэтна і дыягнастычна сфармуліраваць мэты на урок // Фізіка: праблемы выкладання. – 2004.
- Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии-2/ Н.И. Запрудский.- Мн.: Сэр-Вит,2010.-256с.-(Мастерская учителя)
- Зверева, Н.М. Активизация мышления учащихся на уроках физики. – Москва: Просвещение, 1980 .
- Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики. – Москва: Просвещение, 1983
- Ильин, Г.Л. Как обеспечить качество обучения в информационном обществе / Г.Л. Ильин // Народное образование. – 2011. – № 5. – С.149-156.
- Кухарев, Н.В. Педагог-мастер — педагог-исследователь. - Гомель, ЮЗ.-212с.
- Лазовская, Л.А. Создание дифференцированной образовательной среды в целях обеспечения индивидуальных образовательных запросов учащихся / Л.А. Лазовская // Кіраванне ў адукацыі. – 2006. – №4. С.31-38.
- Ланина, И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение, 1985. – 128 с.
- Ланина, И.Я., Тряпицына А.П. Элементы занимательности на
уроках физики.//Физика в школе – 1979. - № 1. – с. 42.
- Маркова, А.К. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1983.
- Мухин, М.И. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. - М., 1994.
- Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.